БРАТЬЯ АЛЕКСАНДР И ДМИТРИЙ БРИЛЬ

Александр и Дмитрий родились в 1972 году в Москве, в семье музыкантов.
Отец Игорь Михайлович Бриль - джазовый пианист, композитор, один из основоположников академического джазового образования в России, профессор,
 
Известные российские музыканты близнецы-саксофонисты Александр и Дмитрий родились 18 марта 1972 года в Москве, в семье Народного артиста России, профессора, заведующего кафедрой джазовой музыки в Российской Академии Музыки им.Гнесиных, пианиста Игоря Михайловича БРИЛЯ — основоположника академического джазового образования в России и его супруги Тамары Лазаревны БРИЛЬ — высококвалифицированного профессионала в области современной звукозаписи, ныне заведующей кафедрой звукорежиссуры в Российской Академии Музыки им.Гнесиных.
Вслед за начальным семейным музыкальным образованием, Александр и Дмитрий продолжили свое обучение музыке в школе им. Дунаевского, успешно окончив которую по классу кларнета в 1987г. Тогда же они поступают в музыкальное училище им.Гнесиных на этот раз выбрав своим основным инструментом саксофон, тенор - у Александра и альт - у Дмитрия.
Два года спустя братья Бриль становятся участниками учебного оркестра, с успехом давшего десятки концертов в крупнейших городах России и представившего российский джаз в Австрии и Корее, а чуть позже они создают свой первый ансамбль, в состав которого вошли их однокурсники, молодые одаренные музыканты:
Яков Окунь (фортепиано), Эдуард Зизак (ударные) и Игорь Иванушкин (бас), сегодня по праву ставшие одними из лучших в своей профессии.
В 1990 году в стенах РАМ им.Гнесиных создается ансамбль
«Игорь Бриль и Новое Поколение», основу которого составили маэстро Игорь Бриль и его сыновья-саксофонисты Александр и Дмитрий Бриль. В состав нового коллектива получают приглашения молодые, но уже достаточно известные и перспективные музыканты — барабанщик Евгений Рябой, контрабасист Борис Козлов и трубач Александр Сипягин. Последние два музыканта после плодотворного сотрудничества с семьей Бриль, давно и успешно работают в Нью-Йорке.
С самого начала своего существования ансамбль
«Игорь Бриль и Новое Поколение» выступает как в квинтете, так и в трио - фортепиано и два саксофона. Необычность такого состава и особая сложность одновременной игры трех солистов потребовали от музыкантов сочетания импровизационного и полифонического мышления.
С 1991 г. у ансамбля «Игорь Бриль и Новое Поколение» начинается активная гастрольно-концертная жизнь. Коллектив, став одним из самых популярных и приглашаемых джазовых коллективов России, выезжает с концертами в города СНГ, а также принимает участие в Международных джазовых фестивалях (Швейцария, Германия, Дания, Индия, Канада, Индонезия, Болгария, Румыния). К слову, на Международном фестивале в Джакарте музыканты играли на одной сцене с мировыми джазовыми звездами:
Эрни Уотсом, Ли Ритэнуром, Артуро Сандовалем и Кэнди Далфер.
Осенью 1991 г. братья Бриль поступают на факультет джазовой музыки Российской Академии Музыки им. Гнесиных (класс профессора
Александра Осейчука).
Успешно совмещая учебу с концертной и фестивальной джазовой деятельностью, братья Бриль в составе своего ансамбля становятся обладателями «Гран-При» на Международном конкурсе в Бухаресте (Румыния, 1993 г.).
В эти годы братья много работают в трио со своим отцом Игорем Брилем, одним из самых ярких выступлений которого, стало участие в фестивальном концерте
«Московская Осень-97», проходившем в Концертном Зале им. П. И. Чайковского. Несколько композиций, записанных на этом концерте, вошли в дебютный альбом братьев Бриль: «BRIL BROTHERS - IMMERSION», выпущенный на CD компанией Landy Star в 2000 году.
С 1996 года Александр и Дмитрий Бриль преподают в Музыкальном училище им. Гнесиных, Музыкальном колледже «Консорт», Российской Академии Музыки им. Гнесиных, а также являются доцентами Государственной Классической Академии им. Маймонида.
В 1997-1999 гг. Александр и Дмитрий Бриль - аспиранты Российской Академии Музыки им. Гнесиных.
В 1998 г. ансамбль
«Игорь Бриль и Новое Поколение» принял участие в одном из самых престижных в мире Международном джазовом фестивале в Монреале, собрав на своем концерте трехтысячную аудиторию. О высоком уровне монреальского фестиваля того года говорят имена приглашенных звезд: Джон Скоффилд, Джо Ловано, Уэйн Шортер, Сесил Тэйлор, Чарли Хантер.
В 1999 г. братья Бриль создают свой собственный ансамбль - «BRIL BROTHERS», в компании со своими друзьями и единомышленниками - хорошо известными московскими джазменакми: -
Алексей Беккер (фортепиано), Сергей Хутас (контрабас) и Дмитрий Севастьянов (ударные инструменты).
Именно в этом составе в стенах пятой студии ГТРК был записан второй альбом братьев Бриль
«SONG FOR...», выпущенный компанией «Boheme Music» год спустя, в 2003 году, к своему V международному фестивалю «Boheme JAZZ», в рамках которого на исторической площадке «ГЦКЗ «Россия» семья Бриль представляет свой новый проект «Игорь Бриль + 5», в который вошли: контрабасист Юрий Голубев, гитарист Роман Мирошниченко и барабанщик Илья Покровский.
Новый век ознаменовался продюсерской деятельностью братьев Бриль. Они стали со-продюсерами гастролей в России известной певицы
Лизы Стэнсфилд, группы «Soul Life», популярного комика и фаната джаза Пьера Ришара в сопровождении Paris Jazz Band.
В 2004-2005 гг., братья Бриль с успехом выступают на Московских фестивалях:
«Джаз в Саду Эрмитаж», «Русский Стиль», «Джаз в усадьбе Архангельское» (с певицей Татевик Оганесян), а также в содружестве с популярным актером театра и кино Александром Филиппенко создают новый успешный проект «Импровизация на тему», соединив в одно представление литературу и джаз.
В разные годы партнерами братьев Бриль становятся мировые звезды джаза: бассисты
Нэт Ривз и Нильс Ойстер Педерсен, саксофонисты Кении Гаррет, Дэйв Либман, Билл Эванс и Майкл Бреккер, ударники Билли Кабэм и Дэйв Уэкл, гитарист Джон Скоффилд, трубач Уинтон Марсалис, пианист и композитор Дэйв Брубек. География их концертных маршрутов постоянно расширяется: Франция, Австрия, Германия, Дания, Голландия, Румыния, Болгария, Турция, Индия, Индонезия, Швейцария, Канада, страны Балтии, Украина, Белоруссия, Финляндия, Израиль, Армения...
В 2007г. братья Бриль в сотрудничестве со своим братом, композитором
Денисом Брилем и саунд-продюсером, гитаристом Романом Мирошниченко реализовывают проект «TOGETHER», тираж которого был издан в канун 2008 года легендарной «Фирмой «МЕЛОДИЯ». Под свои знамена музыканты-продюсеры, братья Бриль, собрали достойный состав «звезд» современной музыкальной сцены: Игорь Бриль, Игорь Бутман, Сергей Мазаев, Эммануил Виторган, Владимир «Петрович» Пресняков, Валентина Романова, Саския Лару, Ян Хаинке... Примечательно, что этот проект содержит творческие изыски (стихи и музыку) исключительно членов семьи БРИЛЬ — Игоря, Валерия, Александра, Дмитрия и Дениса!
Осенью 2007 года впервые появляется в СМИ бренд
«Brilliant Jazz Club», созданный Александром, Дмитрием и Денисом Бриль для реализации различных семейных проектов. В декабре 2007 года, в помещении Еврейского культурного центра на Никитской, проходит первое мероприятие «Бриллиантового джаз клуба», ставшее началом долгосрочного одноименного проекта, реализовавшего несколько, как чисто джазовых, так и смежных с джазом разноплановых мероприятий, имевших положительный резонанс в культурной жизни России.
Новый проект братьев Бриль — альбом
«CONNECTION», записанный в содружестве с их отцом Игорем Брилем, многолетним другом и коллегой Яковом Окунем, а так же флейтистом Владимиром Нестеренко при содействии зарубежных партнеров: трубача Алекса Сипягина и ритм-секции в лице басиста Ханса Главишнига и ударника Джонатана Блэйка — звезд мирового джаза. CD-альбом выпущен в 2009 году компанией SOLYD Records.
В юбилейный год своего отца, ребята вместе с ним выступили ансамблем
«БРИЛЬ Family» на всех крупных праздничных мероприятиях, в том числе и в сопровождении ансамбля «Виртуозы Москвы», руководимого в тот вечер легендарным Георгием Гараняном.
В последнее время Александр и Дмитрий плодотворно сотрудничают со многими артистами, находя в совместном творчестве новые грани искусства. Серия концертов под хорошо себя зарекомендовавшим брендом
«BRIL BROTHERS представляют» дала возможность всем поклонникам джаза насладиться необычайным симбиозом братьев-саксофонистов со своими друзьями-единомышленниками Валерием Пономаревым, Мариам, Андреем Макаревичем, Виктором Шендеровичем, Сергеем Жилиным, Алексеем Кузнецовым на лучших концертных и клубных площадках столицы.




один джаз на двоих

Беседовала Дарья Салихова


Справка: «Бриль Бразерс» постоянно выступают на сценах концертных залов и джазовых клубов России, странах бывшего Союза, на площадках Европы, Америки и Израиля. В разные годы партнерами братьев Бриль становились такие мировые звезды джаза как: бассисты Нэт Ривз и Нильс Ойстер Педерсен, саксофонисты Кении Гаррет, Дэйв Либман, Билл Эванс и Майкл Бреккер, ударники Билли Кабэм и Дэйв Уэкл, гитарист Джон Скоффилд, трубач Уинтон Марсалис, пианист и композитор Дэйв Брубек. В дискографии «Бриль Бразерс» четыре сольных альбома: Immersion (2000 г.), Song or… (2006 г.), Together (CD/DVD, 2007 г.), Connection (2009 г.). Братья так же занимаются продюсерской деятельностью.
 

Интервью они дают вместе, совершенно не перебивая друг друга. Абсолютная слаженность и дополнение. Они всегда вместе и всегда заодно — вот лишь один из секретов успеха  музыкантов.
Их музыка звучит ярко. И это не просто суть интерпретации произведений – это их особый стиль. Именно поэтому таких музыкантов невозможно не запомнить. Джаз один на двоих: сначала увлечение, потом – профессия, постепенно перерастая в необходимость жить в жанре, выбранном с детства. И еще их нетрудно запомнить благодаря одной особенности – они братья-близнецы, обладатели уникальной фамилии Бриль.
Братья Дмитрий и Александр Бриль родились в 1972 году в Москве, в семье известного джазового пианиста и композитора Игоря Бриля. С самого детства Дима и Саша были погружены в джаз, как говорится, «по самые уши». Этому способствовала творческая атмосфера в доме: записи, дружеские посиделки известных музыкантов, артистов, домашние концерты. Сейчас, вспоминая то самое время, братья Бриль улыбаются.


Дмитрий: Мы старались, как могли, а могли мы тогда немного – просто брали жестяные банки и стучали, пытаясь поддержать ритм исполняемого произведения. А еще, часто тайком пробирались в папин кабинет, брали запретные, редкие записи и слушали, стирая до дыр так трепетно сохраняемые папой пластинки.
Александр: Несмотря на явный интерес к музыке, в музыкальную школу мы поступили лишь в 11 лет в класс кларнета. Надо сказать, довольно зрелый детский возраст – переходный от детства к юности. Но мы не особо старались – хотелось, чтобы все получалось само собой, – а в таком возрасте у кого есть силы и упорство заниматься часами? Мы больше тусовались в коридорах музыкальной школы.
Осознанное отношение к тому, что хочется, пришло в 15 лет. Тогда, с поступления в музыкальное училище им. Гнесиных началась профессия.

Александр: Это было интересно и трудно. Трудность заключалась в том, что мы заканчивали музыкальную школу по классу кларнета, а поступали в класс саксофона. У нас было только два летних месяца, чтобы научится играть.

Дмитрий: Но самая большая сложность заключалась в том, что нельзя было играть плохо – отец преподавал в Гнесинке, и мы не хотели, да и не имели на это права. В общем, перед поступлением в училище «отдыхали» на полную катушку, занимаясь до полуобморочного состояния.

Александр: В результате оказались в училище, и  тут началась настоящая, взрослая  жизнь.
Будучи студентами второго курса, Александр и Дмитрий в составе учебного оркестра училища им. Гнесиных начали гастрольную деятельность по России и за рубежом (Австрия, Корея). В тот же период братья Бриль организовали свой первый ансамбль, в состав которого вошли их однокурсники Яков Окунь (фортепиано), Эдуард Зизак (ударные) и Игорь Иванушкин (бас). Позднее ансамбль стал обладателем «Гран-при» Международного конкурса в Бухаресте (Румыния,1993г.)

Дмитрий: Нам повезло с друзьями. Мы нашли таких же «больных» джазом, как сами. У нас был азарт, огромное желание идти вперед, играть так, как играют звезды мирового джаза, найти свою музыку. Здесь и огромный авторитет нашего отца – Игоря Михайловича Бриля. Мы его бесконечно уважаем и гордимся им. Сейчас мы коллеги, а тогда нам хотелось, чтобы и он нас заметил. А это не так просто. У него характер стальной. Еще при поступлении он нас предупредил, что ни слова за нас не будет сказано – даже на экзамен не пришел.
Александр: Да и во время учебы в училище он понятия не имел, как мы играем. Все решил случай: как-то идет Игорь Бриль по коридору Гнесинки, и слышит – за дверью кто-то очень неплохо играет. Заглянул, а там – мы!
 
В 1990 г. Игорь Бриль решает создать ансамбль с участием молодых, но уже достаточно известных музыкантов. Этот ансамбль получил название «Игорь Бриль и Новое Поколение». В его состав вместе с Дмитрием и Александром Бриль вошли Александр Сипягин (труба), Борис Козлов (контрабас), Евгений Рябой (ударные). За 10 лет существования состав менялся, и в нем участвовали Эдуард Зизак (барабаны), Антон Ревнюк (бас), Дмитрий Севастьянов (барабаны), Игорь Иванушкин (бас), Роман Лыков (барабаны), Игорь Стотланд (барабаны).
 
Дмитрий: Мы здорово работали с отцом. Это была настоящая учеба жизни. Объездили Россию, страны бывшего союза. Дальше – Индонезия, Болгария, Румыния, Швейцария, Германия, Дания, Индия, США и Канада – время было замечательное.


Александр: В то самое время родился главный проект нашей жизни – Бриль Бразерс.
Но вначале девяностых годов в России начались смутные времена. Жуткий кризис открыл глаза на многое. Кризис возникал и в семьях. «Что делать?» и «Куда ехать?» — два вопроса, которые возникали тогда.


Александр: Мы, честно говоря, как и наши родители, в плане национальности всегда были настоящими космополитами. Мы вообще не знали, кто мы такие. Тогда не принято было говорить об этом. Время было такое. И когда мы узнали, что есть такое государство Израиль – это был настоящий переворот в умах.


Дмитрий: Однажды, совершенно случайно, мы попали в старую, деревянную синагогу в Марьиной роще. Это было странно. Полумрак и люди – совершенно, как тогда нам казалось, – из другого измерения.


Александр: Это было первое столкновение с иудаизмом и верой. Хотя стремление было всегда – найти Высшее в нашей жизни, понять, кто мы и для чего живем, увлекались буддизмом, переживали христианский период. Но это было скорее «филосовствание» на тему, а не серьезное погружение в глубину религии.


Дмитрий: Намного позже мы стали понимать, кто мы такие, и кто наши предки. Стали узнавать по крупицам, как они жили, какие страдания терпели из-за национальности и веры. Это повлияло на то, какие мы сейчас. Ведь наши бабушки заложили в нас определенные качества, склонности к определенным вещам.
Александр: Музыка оказала на нас влияние. Мы стали изучать нигуны, еврейские народные песни. Дима даже одно время с особым кайфом играл на свадьбах. Мы изучили большое количество тем.


Дмитрий: Главное произошло тогда, когда мы начали слушать и играть нашу музыку. Нам удалось  почувствовать глубокие переживания народа, сопричастность с ним, кровные узы.
Главное наше преимущество: мы делаем то, что нам нравится. Это кайф, когда в своем сочинении можно выразить мысли, движения души. Это помогает жить в этом мире. Потому, что жизнь очень сложная, порой кажется даже непереносимая штука и жить ее часто больно. Тогда приходит время веры и способности, данные свыше, помогают перенести испытания.


Александр: Такими нас создал Творец.


Дмитрий: Это мы теперь знаем точно.